Практики кафедры географии океана

4Практика студентов факультета естественных наук по направлению «География» является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Цели и объемы практики определяются государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 021000.62 «География».

Основными видами практики студентов являются: общегеографическая, учебная, учебно-производственная.

Учебная практика включает себя несколько этапов: практика по изучение и приобретению навыков работы с приборами, практика по получению первичных профессиональных умений, ознакомительная и другие. Производственная практика включает в себя  следующие этапы: практика по профилю подготовки (технологическая, исполнительская, лаборантская и т.п.) и научно-исследовательская практики.

Продолжительность практики составляет:

  • общегеографическая  2 семестр – 8 недель
  • учебная  4 семестр – 8 недель
  • учебно-производственная 6 семестр  — 7 недель

Общегеографическая и учебная практика проводиться на специально подготовленных учебных базах, где обеспечивается возможность приобретения навыков работы со специальным океанологическим, гидрометеорологическим и гидрохимическим оборудованием и приборами.  Учебно-производственная практика проводиться в академических и отраслевых научно-исследовательских институтах и организациях, связанных с изучением океанов и морей. Учебная и учебно-производственная практика, осуществляется на основе договоров между Филиалом МГУ и научно-исследовательскими институтами, которые предоставляют  места для прохождения практики студентов факультета естественных наук.

Учебная (специальная) практика студентов

Учебная практика студентов 2 курса  по профилю «География океана» базируется на предшествующих курсах лекций: «Океанология» (модуль «Океанология»), «Гидрохимия» (модуль «Химия и экология океана»), «Техническая механика и гидромеханика» (модуль «Техническая механика и гидромеханика») и реферативных работах.

Основная цель практики — научить студентов проводить основные виды морских гидрометеорологических и гидрохимических наблюдений в прибрежной зоне и открытых районах моря, обрабатывать и анализировать полученный материал для того, чтобы подготовить студентов к самостоятельной работе в составе океанологических экспедиций на последующих производственных практиках.

В задачи учебной практики входит:

  • Изучение и приобретение навыков работы с океанологическими приборами и оборудованием с берега, на малых плавсредствах и/или на экспедиционном судне.
  • Овладение современными способами первичной обработки данных наблюдений, включая использование судовых компьютеров, и методами предварительного анализа экспедиционных материалов.
  • Знакомство с региональными особенностями структуры и динамики морских вод.
  • Повышение общеобразовательного уровня студентов. Воспитание в группе духа товарищества и взаимопомощи, чувства ответственности и сознательной дисциплины.

 

Место проведения практики, объекты исследований

Продолжительность учебной практики составляет 8 недель. Береговая часть практики проводится на береговой океанологической базе и занимает 3-4 недели (июнь). Морская часть практики проводится на научно-исследовательском судне до 4 недель (июнь-июль). Объектами исследования на береговой практике служат гидрометеорологические и гидрохимические процессы в прибрежной зоне. На втором этапе практики во время плавания на судне студенты изучают особенности гидролого-гидрохимической структуры и динамики вод в разных частях открытого моря и шельфовой зоны.

Место проведения практики — Южное отделение Института океанологии РАН им. П.П. Ширшова (г. Геленджик). Ответственный за учебную практику студентов — доцент В.С. Архипкин.

 

Содержание (программа) учебной практики

Береговая часть практики включает выполнение комплекса гидрометеорологических наблюдений, уровненные наблюдения, наблюдения над волнением моря и прибрежными течениями с берега; рейдовые наблюдения и гидрологические съемки в прибрежной зоне.

Береговая практика по времени делится на предполевой и полевой этапы. В предполевой период студенты отрабатывают элементы морской практики (шлюпочные учения), изучают правила техники безопасности при гидрометрических работах на воде, знакомятся с навигационно-гидрографическими условиями района работ. На этом этапе проводится подготовка приборов и оборудования, плавсредств, отрабатываются методы гидрохимических определений в стационарной лаборатории.

Одновременно выполняется часть береговых наблюдений.

Полевой этап включает промерные работы, рейдовые наблюдения и  гидрологические съемки в прибрежной зоне. Камеральная обработка материалов наблюдений и лабораторные химические определения выполняются непосредственно после наблюдений.

Календарный план береговой практики составляется на месте в зависимости от погодных условий и режима плавания в районе работ.

5Во время морской части учебной практики на экспедиционном судне выполняется комплекс наблюдений на океанологических станциях с борта судна, на автономных буйковых станциях и буксируемыми самописцами. Предусматривается знакомство студентов с навигационным обеспечением океанологических работ.

Научные наблюдения на береговой практике ориентируются на использование в решении научно-практических задач, характер которых зависит от места практики. Проводятся исследования термохалинной структуры и  гидрохимического  режима прибрежных вод, плотностной стратификации, вертикального и горизонтального перемешивания, вдольбереговых волновых течений и разрывных течений, пространственной изменчивости приливных явлений. По рейдовым наблюдениям рассчитываются числа Ричардсона, суточные температурные и кислородные волны, дрейф и рассеивание поплавков. К анализу привлекается параллельная метеорологическая и, при возможности, биологическая информация.

6Экспедиционные работы на судне выполняются по плану рейса. Обучение в рейсе строится с учетом приобретенного студентами опыта на основе сбора и анализа материалов по научно-исследовательским темпам, имеющим актуальную практическую направленность (например, состояние среды в рыбопродуктивных районах, динамика загрязнений в районе морских рекреаций и т.д.). Предусматривается использование полученных материалов в курсовых работах и научные контакты с океанологическими учреждениями в портах захода. Практикуется обсуждение полученных предварительных результатов исследований в научных экспедиционных советах, проводимых с участием студентов (чередующихся или постоянных).

Подготовительный этап проводится в порту выхода и на переходе судна к месту работ. Он заключается в подготовке приборов и оборудования, лабораторий, изучении правил техники безопасности судовых экспедиционных работ, в конкретных условиях экспедиционным оборудованием.

Первичная обработка данных наблюдений и лабораторные определения выполняются сразу же после окончания океанологической станции (или группы станций). Для подготовки отчета по морской части практики, и проведения зачета планируется время по окончании этапов экспедиционных работ суммарной продолжительностью 2-3 дня.

 

Организация практических работ

Для проведения работ группа студентов разбивается на бригады (вахты). Вид работы на каждый день для каждой бригады определяется календарным планом. На экспедиционном судне студенты работают круглосуточно, сменяясь повахтенно через 4 или 8 часов.

Обеспечение рейса преподавателями, аспирантами, научными сотрудниками: в физической лаборатории (отряде) работают два сменных руководителя с 12-часовой нагрузкой; в химической лаборатории — два сменных руководителя с той же нагрузкой; имеется начальник экспедиции.

Поощряется привлечение к участию в рейсе специалистов по морской биологии и метеорологии, новой экспедиционной технике, экспедиционное научно-исследовательское сотрудничество с океанологическими институтами.

Учебно-производственная практика

7

Производственная  и научно-производственная практика студентов профиля «География океана» проходит в научно-исследовательских, научно-производственных организациях, высших учебных заведениях, связанных  с изучением океанов  и морей, гидрометеорологией и мониторингом окружающей среды.

Учебно-производственная  практика проводится в 6 семестре, продолжительность – 7 недель.

Цели и задачи учебно-производственной практики

Цель учебно-производственной практики состоит в закреплении и углублении теоретических знаний, полученных студентами специализации «География океана» 1-3 курсах обучения; приобретение ими профессиональных навыков и умений ведения комплексных географических (океанологических, океанографических  и гидрометеорологических) исследований, выполняемых организацией, в которой студент проходит практику, преимущественно на первых стадиях исследований; воспитание потребности систематически обновлять свои знания и творчески использовать их в практической деятельности.
8

Задачи учебно-производственной практики:

  • проведение океанографических наблюдений;
  • исследование состава, свойств, строения вод океанов и морей;
  • изучение физических, химических процессов, протекающих в морях и океанах, взаимодействия океана с атмосферой, водами суши, литосферой;
  • составление оценки возможного изменения океанологических параметров и всей климатической системы «атмосфера-океан-суша»;
  • обработка океанографической информации, создание специализированных баз данных и ГИС.

Производственная практика призвана максимально подготовить будущих  специалистов к практической работе, повысить уровень профессиональной подготовки, обеспечить приобретение навыков работы в различных коллективах.

2

Студенты, участвуя в различных видах работ должны овладеть современными методами полевых, экспериментальных, камеральных и других исследований, обеспечивающих выполнение производственной и научной задачи, стоящей перед организацией.

В задачи практики также входит работа с фондовыми и архивными материалами.

Практика базируется на материалах курса «Океанология», «Физическая   и динамическая метеорология», «Методы океанологических исследований», «Автоматические методы обработки гидрометеорологической информации».

9Учебно-производственная практика по профилю «география океана» проходит на базе МГИ НАН Украины и экспериментального отделения МГИ НАНУ (п. Кацивели) в 6 семестре, продолжительность 7 недель. Полевая часть практики проводится  на океанографической платформе в пгт. Кацивели. Гидрометеокомплекс, установленный на океанографической платформе, позволяет студентам проводить измерения температуры морской воды на разных глубинах, температуры воздуха, скорости и направления ветра, параметров морского волнения, низкочастотных колебаний уровня моря, относительной влажности воздуха, а также скорости и направления морских течений.

0

Океанографическая платформа в Кацивели была установлена в 1980 г., что позволило в шельфовой зоне Черного моря создать стационарный пункт в удалении от берега на 600 м и с глубинами моря до 30 м для осуществления многолетних гидрологических и метеорологических измерений. В Экспериментальном отделении Морского гидрофизического института НАН Украины такие измерения начали проводиться с 1981 г. с использованием гидрометеорологических комплексов на платформе и в прибрежной зоне, что дало возможность получать сравнительные характеристики измеряемых параметров.

 

Яндекс.Метрика